География – это увлекательная наука, которая изучает разнообразие нашей планеты, ее ландшафты, климат, население и многое другое. На уроках географии учащиеся не только узнают о мире, но и развивают свои навыки анализа, критического мышления и способности работать с информацией, а так же знакомятся с пространственной организацией многонационального хозяйства. Однако одной из важнейших целей уроков географии также является формирование естественнонаучной грамотности у учащихся.
Понятие естественнонаучной грамотности пришло к нам из международного исследования PISA. В рамках этого исследования оценивается функциональная грамотность.
Функциональная грамотность в широком смысле представляет собой интегральное качество личности, которое можно рассматривать в различных аспектах. Инвариантными являются математическая, читательская и естественнонаучная грамотность.
Остановимся более подробно на естественнонаучной грамотности и разберём, какого рода задания помогают её сформировать на уроках географии, используя для этого открытый банк заданий ФИПИ для оценки естественнонаучной грамотности.
Естественнонаучная грамотность представляет собой способность человека понимать и анализировать окружающий мир с научной точки зрения. Это включает в себя понимание физических и географических процессов, знание причин и следствий природных явлений, анализировать географию социальных процессов и явлений, а также умение использовать научные методы для исследования окружающей среды. Формирование такой грамотности является неотъемлемой частью образования, поскольку позволяет учащимся лучше понимать и взаимодействовать с миром, в котором они живут.
Отличительные черты школьника с развитой функциональной грамотностью:
- успешно решает разные бытовые проблемы;
- умеет общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях;
- использует базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций;
- выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон.
На уроках географии учащиеся имеют возможность развивать естественнонаучную грамотность через следующие аспекты:
Изучение физических процессов: География помогает учащимся сформировать понимание того, как работает природа. Они анализируют процессы, такие как климатические изменения, вулканическая активность, формирование рельефа, развитие плодородия почв и др. Эти знания способствуют более глубокому пониманию природы и ее изменений.
Анализ географических данных: Уроки географии учат детей собирать, анализировать и интерпретировать географические данные, к примеру: таблицы, схемы, карты, диаграммы, графики, статистические данные. Эти навыки помогают им принимать обоснованные решения на основе анализа данных и фактов.
Изучение взаимосвязей: География позволяет учащимся изучать взаимосвязи внутри окружающей среды, такими как взаимовлияние компонентов природы внутри территориально-природных комплексов, влияние человеческой деятельности на экосистемы или связь между географией и социокультурными явлениями.
Исследовательские проекты: Учащиеся могут проводить самостоятельные исследования в рамках ученических проектов, связанные с географическими вопросами как глобального, так и краеведческого характера. Это позволяет им применять научный метод в собственных работах и развивать навыки анализа и решения научно-прикладных проблем.
Глобальное мышление: География помогает формировать глобальное пространственно-позиционное мышление, учитывая взаимосвязи и взаимное геоположение между странами, регионами и континентами. Это важно для понимания современных глобальных проблем, таких как изменение климата, глобальные социальные явления и кризисы, устойчивое развитие.
Формирование естественнонаучной грамотности на уроках географии не только способствует лучшему пониманию мира, но и подготавливает учащихся к активному участию в решении современных проблем общества и окружающей среды. Это важное звено в образовании, которое позволяет детям стать информированными и ответственными гражданами, способными вносить свой вклад в сохранение нашей планеты.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Задания по географии на формирование естественно-научной грамотности
Методическая литература
МЕТОДИЧЕСКИЙ АРХИВ САЙТА
Методический архив - Использование современных технологий в обучении географии
|