Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 23.12.2024, 01:08

Сайт учителя географии

Докторова Дмитрия Николаевича

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 40
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА: ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

 

География это увлекательная наука, которая изучает разнообразие  нашей планеты, ее ландшафты, климат, население и многое другое. На уроках географии учащиеся не только узнают о мире, но и развивают свои навыки анализа, критического мышления и способности работать с информацией, а так же знакомятся с пространственной организацией многонационального хозяйства. Однако одной из важнейших целей уроков географии также является формирование естественнонаучной грамотности у учащихся.

Понятие естественнонаучной грамотности пришло к нам из международного исследования PISA. В рамках этого исследования оценивается функциональная грамотность.

Функциональная грамотность в широком смысле представляет собой интегральное качество личности, которое можно рассматривать в различных аспектах. Инвариантными являются математическая, читательская и естественнонаучная грамотность.

Остановимся более подробно на естественнонаучной грамотности и разберём, какого рода задания помогают её сформировать на уроках географии, используя для этого открытый банк заданий ФИПИ для оценки естественнонаучной грамотности.

Естественнонаучная грамотность представляет собой способность человека понимать и анализировать окружающий мир с научной точки зрения. Это включает в себя понимание физических и географических процессов, знание причин и следствий природных явлений, анализировать географию социальных процессов и явлений, а также умение использовать научные методы для исследования окружающей среды. Формирование такой грамотности является неотъемлемой частью образования, поскольку позволяет учащимся лучше понимать и взаимодействовать с миром, в котором они живут.

Отличительные черты школьника с развитой функциональной грамотностью:

  • успешно решает разные бытовые проблемы;
  • умеет общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях;
  • использует базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций;
  • выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон.

На уроках географии учащиеся имеют возможность развивать естественнонаучную грамотность через следующие аспекты:

Изучение физических процессов: География помогает учащимся сформировать понимание того, как работает природа. Они анализируют процессы, такие как климатические изменения, вулканическая активность, формирование рельефа, развитие плодородия почв и др. Эти знания способствуют более глубокому пониманию природы и ее изменений.

Анализ географических данных: Уроки географии учат детей собирать, анализировать и интерпретировать географические данные, к примеру: таблицы, схемы, карты, диаграммы, графики, статистические данные. Эти навыки помогают им принимать обоснованные решения на основе анализа данных и фактов.

Изучение взаимосвязей: География позволяет учащимся изучать взаимосвязи внутри окружающей среды, такими как взаимовлияние компонентов природы внутри территориально-природных комплексов, влияние человеческой деятельности на экосистемы или связь между географией и социокультурными явлениями.

Исследовательские проекты: Учащиеся могут проводить самостоятельные исследования в рамках ученических проектов, связанные с географическими вопросами как глобального, так и краеведческого характера. Это позволяет им применять научный метод в собственных работах и развивать навыки анализа и решения научно-прикладных проблем.

Глобальное мышление: География помогает формировать глобальное пространственно-позиционное мышление, учитывая взаимосвязи и взаимное геоположение между странами, регионами и континентами. Это важно для понимания современных глобальных проблем, таких как изменение климата, глобальные социальные явления и кризисы, устойчивое развитие.

Формирование естественнонаучной грамотности на уроках географии не только способствует лучшему пониманию мира, но и подготавливает учащихся к активному участию в решении современных проблем общества и окружающей среды. Это важное звено в образовании, которое позволяет детям стать информированными и ответственными гражданами, способными вносить свой вклад в сохранение нашей планеты.

 

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

 

Задания по географии на формирование естественно-научной грамотности

СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТАМ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА

СБОРНИК авторских заданий для развития у обучающихся естественнонаучной грамотности на уроках географии, биологии и химии

ФИПИ: Открытый банк заданий для оценки общей естественно-научной грамотности школьников с 7 по 9 классы

Методическая литература

Методические рекомендации по использованию в учебном процессе КИМ, сформированных на базе банка заданий для оценки естественнонаучной грамотности

Формирование функциональной грамотности учащихся по географии: образовательные практики реализации концепции географического образования в Российской Федерации

Методические рекомендации по развитию естественнонаучной грамотности на уроках географии в рамках модели международных образовательных исследований PISA

 

МЕТОДИЧЕСКИЙ АРХИВ САЙТА

Методический архив - Использование современных технологий в обучении географии

 

 

Национальный проект Образование

 

 

Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
uCoz